Как коронавирус ударил по российским дальнобойщикам
г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 14

Как коронавирус ударил по российским дальнобойщикам

06.05.2020
Транс Сити
412

По экспертным данным, ограничения на фоне пандемии COVID-19 вкупе с проблемами в экономике приведут к общему спаду объема автоперевозок в среднем по рынку на треть. Причем это касается и международного, и внутрироссийского сегмента. По информации на конец апреля, сокращение интенсивности использования автотранспортной техники уже отмечалось в среднем на 10–15 %. При этом перевозки сборных грузов особенно «просели» — на 30 % к марту прошлого года и на 40 % — в апреле по сравнению с тем же периодом год назад (по предварительным данным). Такую информацию, в частности, приводил Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики.

В обход закрытых стран

Международным перевозчикам довелось столкнуться с серьезными препятствиями — от проверок на дорогах до закрытия границ для грузового автотранспорта. Водителям пришлось ехать в обход «закрытых» стран, что создавало пробки на приграничных территориях. Кроме того, общий объем перевозок снизился из-за остановки работы многих отраслей, падения покупательского спроса и рубля.

«Каждая страна в текущих условиях пытается обеспечить свою безопасность», — отметил коммерческий директор международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» Алексей Чиняков. По его словам, в Китае в конце апреля (на момент комментария) наблюдались сложности с допуском на территорию страны российских водителей с визами категории «М». «Теперь для организации передачи грузов, компании пользуются дорогостоящими услугами водителей-загонщиков, у которых открыта виза категории «C», с которой на приграничную территорию Китая запускают. Мы надеемся, что ситуация в будущем нормализуется», — добавил он.

Что касается европейского направления, то для организации транзитных перевозок страны Евросоюза выделяют отдельные маршруты, снабженные необходимой инфраструктурой, рассказал Чиняков.

По данным независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, в конце апреля сохранялась проблема с задержками на некоторых европейских границах в связи с ужесточением мер безопасности в условиях пандемии. Участники рынка свидетельствовали, что после закрытия странами Евросоюза своих границ время прохождения грузового транспорта через пункты пропуска и транзита в среднем выросло от двух до четырех дней.

Закрытие границ с европейскими странами перераспределило транспортные потоки, отметила коммерческий директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк. «Например, в нашей компании приостановка грузопотоков из Польши привела к 30 % ному росту объемов автомобильных поставок в Калининград», — рассказала она.

Кроме перераспределения направлений маршрутов, ситуация привела к поиску новых поставщиков некоторых товаров, увеличению сроков и изменения графика поставок, отметил Алексей Тузов. В связи с этим он назвал риск роста стоимости оказания услуг.

Ряд перевозчиков уже отметили рост цены услуги по транспортировке грузов — в большей степени это коснулось грузов из Италии. Рост стоимости перевозок в эту страну составил 1–1,5 тысяч за один рейс, свидетельствует Максим Шишко (ГК «АвтоСпецЦентр»).

Алексей Чиняков уточнил, что стихийно возникающие границы между странами ЕС сначала спровоцировали скачок цен на автоперевозки в середине марта, однако затем последовало снижение ставок из-за нехватки предложения.

Не на всех направлениях есть сложности и обобщать, конечно, нельзя. «Ситуации сильно отличаются в разных отраслях и странах, — отметил заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам AsstrA-Associated Traffic AG Виталий Еременко. — Появились границы там, где их не было, есть страны, в которые въезд сильно ограничен, а в некоторых не произошло никаких изменений». Но если говорить в целом, то общее количество перевозок в компании за последние два месяца уменьшились, признал он.

Значимый фактор для международного сегмента — падение курса рубля. «Для нас актуальнее последствия пандемии, которые выражены в изменениях объема перевозок и ставок фрахта, — рассказал Еременко. — Но курс валют тоже важен — мы принимаем разные схемы в сотрудничестве с клиентами и поставщиками, стараясь соблюдать паритет валют, уменьшать кассовый разрыв и применять другие финансовые инструменты для минимизации курсовых потерь».

Регионы усложнили жизнь

Внутренний рынок грузоперевозок испытывает похожие проблемы по сравнению с международным. «Ситуацию в отрасли автомобильных грузоперевозок можно охарактеризовать как чрезвычайно нестабильную, — считает управляющий Биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде. — На отрасль повлияло общее снижение спроса, вызванное карантинными мерами и спадом в экономике».

Эксперты отмечают введенные ограничения как один из основных факторов. В рамках указа президента РФ о расширении мер борьбы с распространением инфекции главы регионов России получили дополнительные полномочия, напомнил Алексей Тузов. Это коснулось и сегмента внутренних перевозок. 39 из 85 регионов страны ввели особый режим передвижения по своей территории: cитуацию усложнил тот факт, что для получения пропусков в разных регионах обязали предоставить разный перечень заявительной документации, свидетельствуют предприниматели.

«Автоперевозчики, которые продолжают возить грузы, вынуждены работать в условиях повышенных рисков, — рассказал Святослав Вильде. — Фура, выезжающая сегодня, через 2 3 дня уже может не попасть в место назначения. - Почти каждый день мы получаем новости о том, что тот или иной регион закрывает границы, на трассах устанавливаются блокпосты — все это приводит к неразберихе, огромным очередям на границах, усилению коррупционных рисков».

Кроме того, отметил он, регионы вводят практику помещения водителей в двухнедельный карантин — как следствие, перевозчики столкнулись с дефицитом водителей. «У небольших перевозчиков простаивают фуры, просто потому что им не найти сейчас других сотрудников», — добавил эксперт.

Ситуация действительно осложнилась необходимостью получения пропусков, подтвердил директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Эдуард Миронов. «Во-первых, это привело к дополнительным затратам на анализ и оценку ситуаций в регионах, через которые проложен маршрут, — рассказал он, — во-вторых, в городах одного региона могут действовать разные правила и ограничения. Водителям приходиться запоминать много разной информации, а также пользоваться совершенно разными сайтами и приложениями для оформления пропусков».

Из-за спада в сегменте грузовых авиаперевозок, пришлось переводить часть доставок на автомобильные магистральные маршруты, рассказала Елена Шутюк (IML). При этом магистральные перевозки осуществляются в основном в штатном режиме, потоки даже растут, рассказала она. Но на некоторых направлениях у компании возникают сложности, вызванные нововведениями (дополнительными проверками ввозимых грузов, новой системой пропусков и т. д.) и влияющие на сроки доставки. В первую неделю апреля на въезде в Самару возникла пробка протяженностью в 50 километров, привела пример эксперт. Грозный на момент предоставления комментария полностью закрыли для автотранспорта, пропуска было сделать невозможно. До открытия все заказы отправили на склад в Краснодаре. В целом же компании удается решать вопросы оперативно и соблюдать заявленные сроки доставки, отметила Шутюк.

В транспортной компании «Дентро» также сетуют на отсутствие единой системы пропусков. Однако удается подстраиваться и «пробираться» в каждый регион. Компания «МАН Трак энд Бас РУС» провела опрос водителей и выяснила, что около 71 % из них продолжает выполнять регулярные рейсы. При этом только 29 % работающих водителей не сталкиваются с какими-либо ограничениями, а 14 % испытывают незначительные трудности.

«Сфера логистики в таких случаях использует альтернативный способ доставки, например, комбинированный вид транспортировки, и перевозки грузов осуществляются, но без достаточной загрузки существующих мощностей», — отметил эксперт Алексей Тузов.

Что касается требований санитарной безопасности, тот тут перевозчики справляются: в компаниях рассказали, что выдают водителям одноразовые маски, обрабатывают парк авто дезинфицирующими средствами и т. п. О проблемах с предрейсовыми и послерейсовыми осмотрами транспортных средств, а также с ремонтом опрошенные компании также не сообщили. Легче, конечно, тем, у кого есть собственная СТО.

В компании «Дентро» сообщили, что небольшие сложности с работой СТО были первую неделю апреля, а «дальше все практически в обычном режиме работают».

Уйти в онлайн

Если подробнее говорить о факторе экономической активности, то перевозчики приводят разные данные на эту тему.

Спрос на услуги по перевозке по ряду направлений даже вырос, заявили в «ТРАСКО». Особенно это касается продуктов питания и товаров первой необходимости, сообщил представитель компании Алексей Чиняков.

Стабильным, по его словам, остается спрос на грузы сельскохозяйственного назначения. «Приближается посевной период, и спрос на логистику для этой группы только увеличивается. Медицинские товары — тут спрос есть, но больше на перевозку средств защиты», — добавил он. По данным ассоциации «Грузавтотранс», с начала введения режима самоизоляции на конец апреля сокращение объемов перевозок продуктов питания составило 10 15 %, а непродовольственных грузов 40 50 %.

«Грузы по типу стройматериалов, металлоконструкций, бытовой химии «отвалились». Сейчас в основном возим продукты питания, товары первой необходимости», — сообщили, в свою очередь, в «Дентро».

В целом же офлайн-торговля просела, при этом трафик интернет-магазинов, площадок онлайн-продаж, по статистке, растет. В лидеры по объему доставок вышли средства личной защиты (плюс 213 процентов), косметика (плюс 186 процентов), детские товары (плюс 164), книги (плюс 157), спортивный инвентарь (плюс 146) и электроника (плюс 139 процентов).

«В целом от последствий распространения коронавируса пострадал в большей степени розничный бизнес, не успевший построить каналы онлайн-продаж, — отметила Елена Шутюк. — С другой стороны, ситуация подстегнула выход в онлайн отрасли (фармацевтическую, алкогольную), которые ранее не имели такой возможности». Так что для сферы курьерской доставки это обернулось ростом спроса. Например, из-за закрытия торговых центров в Норильске и Владивостоке число курьерских доставок IML увеличилось на 15 % и 12 % соответственно, привела пример представитель логистической компании.

Но далеко не во всех офлайн-направлениях произошло полноценное замещение на онлайн-режим. «Если анализировать цепочки поставок наших клиентов, которые специализируются на одежде, обуви, парфюмерии, косметике и подобных товаров, то развитие онлайн-ритейла не смогло в полной мере нивелировать приостановку офлайн-торговли», — отметил Эдуард Миронов (FM Logistic). Эксперт напомнил данные о том, что частота эксплуатации грузовых автомобилей в России сократилась на 10 15 %, что, по его словам, приводит к падению прибыли и ведет к накоплению убытков.

Алексей Тузов считает, что производство и бизнес не были готовы к ограничению традиционных поставок, а для ведения онлайн-ретейла у компаний не хватает ресурсов.

Из-за спонтанного перехода сферы торговли и услуг из офлайна в онлайн, перевозчикам, по его словам, приходится перестраивать свои процессы подачи машин и приема товара на складе. Ситуация в целом привела к убыткам, отметил эксперт.

Среди проблем на перспективу он назвал риск столкнуться с отсутствием необходимых запчастей или завышенной ценой на них в связи с дефицитом. Пока таких сложностей нет, рассказали в IML: автозапчасти, как и топливо, пока доступны, существенного подорожания не наблюдалось. В компании «Дентро», впрочем, отметили, что курс валют уже повлиял на закупку запчастей. В «ТРАСКО» тоже фиксируют рост на импортируемые запчасти.

Меры поддержки

Ряд участников рынка предвидят возникновение более существенных сложностей в своей деятельности в дальнейшем — предприниматели высказывали в прессе и соцсетях опасения, что, возможно, придется идти на сокращение зарплаты водителей, так как «запаса прочности» надолго не хватит.

А вследствие роста неплатежей со стороны потребителей услуг может произойти исход с рынка малых и части средних компаний логистической отрасли.

Последствия пандемии вряд ли будут обратимы, констатировал Алексей Чиняков из «ТРАСКО». «Массовые уходы с рынка малого и среднего предпринимательства существенно сократят грузовую базу. Особенно это коснется сборных грузов, — прогнозирует он. — Резкое снижение покупательской способности населения повлияет на спрос на логистические услуги. Вынужденные каникулы крупных производственных предприятий остановят выстроенные годами цепочки поставок».

Да и для всей экономики, по его словам, сложившаяся ситуация — это «крупное потрясение, которое совершенно точно оставит ощутимый и долгосрочный след». Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики в обращении в кабмин (отправлено в конце апреля) назвал среди отрицательных факторов рост стоимости топлива, НДС, а также тарифа «Платона», кроме того, были отмечены риски просрочки выплат и банкротств участников рынка.

«На сегодня у участников рынка не сформированы необходимые резервы, достаточные для выживания при продолжительном сокращении объемов грузоперевозок», — заявили в ассоциации.

В связи с туманными перспективами транспортно-логистические компании пытаются добиться у государства поддержки в условиях спада товаропотока.

Некоторые меры в пользу бизнеса уже были предприняты. Как напомнил представитель «ТРАСКО», они были анонсированы президентом и правительством в начале апреля. Ряд грузовых автомобильных перевозчиков может рассчитывать на государственную поддержку. «Хотя туда, к сожалению, вошли не все грузоперевозчики, но это должно некоторым образом ослабить давление на бизнес», — считает эксперт. Власти, по его мнению, понимают, что на транспортной отрасли в силу специфики ситуации лежит большая ответственность и «обездвижить» ее сейчас никак нельзя.

Некоторым образом облегчит положение в отрасли и решение о неприменении на весенний период временного ограничения движения по автомобильным дорогам регионального и местного значения транспортных средств с нагрузкой на ось, превышающей предельные значения.

«Мы надеемся, что государство также исполнит свои обещания по смягчению давления фискальных органов, предоставлению льготных кредитов и реализует другие обещанные бизнесу послабления, — резюмировал он. — В комплексе, эти меры смогут оказать отрасли поддержку и удержать ее на плаву».

Однако по данным на конец апреля компания пока не ощутила на себе большинство из объявленных мер, констатировал Алексей Чиняков.

Ряд предпринимателей заявили о необходимости более кардинальных мерах. В частности, упомянутый выше союз экспертов попросил правительство РФ об отмене транспортного налога на год, снижении налога на прибыль организаций, а также о субсидировании платежей в системе «Платон» или приостановке ее работы.

По ряду налогов предлагалась приостановка платежей, участники рынка также просили субсидии по кредитным и лизинговым выплатам, по расходам на топливо и т. п. С похожими предложениями мер ранее обращалась Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, но существенной для рынка реакции от правительства предприниматели не увидели.

Глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин также сообщил об отправке в кабмин аналогичных инициатив. Предлагается приостановить плату за систему «Платон» до 2021 года, чтобы автоперевозчики смогли обеспечить себе «подушку безопасности». А также — приостановить выплаты за транспортный налог на грузовики до того же срока и рассмотреть возможность внедрение дотаций на дизтопливо для перевозчиков, либо понизить его стоимость.

«Конечно, отрасль автомобильных грузоперевозках нуждается в господдержке. Уже приняты некоторые меры, связанные с налоговыми льготами, — прокомментировал Святослав Вильде (ATI.SU). — Но перевозчики неоднократно обращались с просьбой приостановки системы «Платон» или хотя бы снижения платы за проезд большегрузов на период ограничительных мер.

Последние новости:

Другие новости:


Ваш комментарий

Если вам есть что сказать, пожалуйста, поделитесь своим мнением.